Храмы Кхаджурахо с их эротическими скульптурами стали феноменом в культурном наследии Индии.
Это признано тем, что они включены в список объектов Культурного наследия ЮНЕСКО.
Данная тема возникла из обсуждения в теме Индия
Храмы Кхаджурахо
Чем интересно визуальное восприятие, так это тем, что после просмотра определенного объекта возникает потребность узнать о нем больше. Конечно, это справедливо для любознательных людей.
Большинство людей в той или иной степени осведомлены (хоть понаслышке) о храмах Кхаджурахо. Хотя бы, например, по книге Ефремова "Лезвие бритвы", где этому объекту уделено достаточно много внимания. Там развивается некоторые сюжеты повествования. Авторское отношение к такой теме как эротика и секс в скульптурах храмов Кхаджурахо имеет достаточно нейтральную позицию, которую можно выразить словами "подобные скульптуры - это часть национальной культуры Индии того времени".
Если вспомнить, в какие годы писалась книга, то понятно, что никаких других (специфических или нетрадиционных) точек зрения в советской книге быть не могло. Но факт упоминания этого феномена культуры Индии имел место быть. А дальше, уж извольте думать сами. И узнавать об этом больше, если кому стало интересно.
Так вот, знать об объекте и увидеть его своими глазами (даже по фото) - это не одно и то же.
И для поиска дополнительной информации мы теперь обращаемся к Википедии (респект составителям), которая любезно сообщает нам, что храмы Кхаджурахо относятся аж к 9-12 векам.
В то время город Кхаджурахо был культурной и религиозной столицей династии Чандела, упоминания о которой теряются уже к 13 веку. И больше подобного не повторяется нигде на протяжении последующих 7 веков. Значит, определенный феномен в развитии культуры. И даже в во всем современном мире эротическая скульптура остается символом Кхаджурахо.
В старые времена, когда развитие жизни (и духа) еще не были отягощены таким всеобщим глобализмом, любое учение отталкивалось от более естественного человеческого восприятия самого человека, его ощущений, проявлений, потребностей, инстинктов. И, наверное, в скульптурных изображениях сцен естественной жизни человека, не было ничего странного.
В Википедии перечислены как минимум 4 теории, пытающихся объяснить наличие эротических скульптур в системе храмов Кхаджурахо: от иллюстраций древних текстов Камасутры до наглядных пособий и примеров новому поколению (молодежи) в привитии им естественного отношении к сексу, как к неотъемлемой части жизни.
Всегда ли мы используем рациональные зерна нашего исторического наследия в современной жизни? Чаще всего - нет. Мы о нем знаем, даже иногда помним, но ... не используем. Поэтому такие элементы культуры и остаются феноменами. Но их созерцание почему то производит впечатление. Быть может, нетрадиционным изображением того, на что мы теперь смотрим совершенно иначе.