Боарский форум (Foro Boario)
Спустившись с империала "Кристины" на улице Via dei Teatro Marcello около Капитолия и базилики Санта Мария ин Арачели, возвращаемся назад по этой же улице. Проходим мимо театра Марцелла (Марчелло).
Это единственный хорошо сохранивший театр античного Рима, задуманный Цезарем и построенный Августом в честь сына его сестры Октавии, который умер в молодом возрасте. Театр вмещал не менее 20 тысяч зрителей.
Наша цель - Боарский форум (Foro Boario), a затем - остров Тиберина (Isola Tiberina).
В древности на Боарском форуме находился мясной рынок, который являлся экономическим, торговым и портовым центром Рима. Боарский форум отождествляется с площадью Bocca della Verita, на которой стоит древняя базилика Санта Мария ин Космедин. Данная базилика возведена примерно в 6-7 веке и является одной из старейших в городе.
Основной достопримечательностью данной церкви являются так называемые "Уста истины" - Bocca della Verita. На самом деле это крышка-маскарон, которая прикрывала большую клоаку. Рот данной маски служил сливным отверстием. По легенде, если лжец положит свою руку в это отверстие, то уста сомкнутся.
Легенда-легендой, но к "Устам истины" стоит приличная очередь (около 60 чел), чтобы засунуть руку (а вдруг чего откроется) и сфоткаться.
Почти напротив базилики можно увидеть прекрасно сохранившиеся храмы 2 века до н.э. - круглый храм Геркулеса-Победителя, который раньше ошибочно считали храмом Весты из-за его формы, и прямоугольный храм с крышей и фронтоном, посвященный богу Портунусу. Портунус в римской мифологии - бог ключей, амбаров, дверей, что и понятно, поскольку рядом находился и рынок, и порт.
От храма Геркулеса мы выходим на набережную Тибра и двигаемся в сторону моста Palatino, который находится уже совсем рядом.
Остров Тиберина (Isola Tiberina) - Тибрский остров
Увиденное около года назад фото острова Тиберина с высоты птичьего полета произвело сильное впечатление и нам захотелось увидеть это место вживую. Вот поэтому мы и включили в наши планы посещение острова и его мостов.
Если бы мы перенеслись на машине времени чуть назад, в 3 век до н.э., то на другой берег Тибра нас привел бы старинный мост, который сейчас называется Ponte Rotto, что буквально означает "обрушенный мост". Второе название данного моста - Мост Эмилио.
---- Информация и Википедии ---
Первые опоры моста были заложены, вероятно, в середине III века до нашей эры. Каменные причалы и деревянные надстройки были добавлены в 179 году до н.э. Таким образом это самый старый каменный мост в Риме. Его предшественник был деревянным и был перестроен в камне во II веке до н. э.
Ответственными за строительство были Марк Эмилий Лепид и Марк Фульвий Нобилиор.
Почти 30 лет спустя в 142 году до н. э. мост был установлен и простирался шестью каменными арками. В 12 году до н. э. император Август полностью обновил мост из туфа и бетона.
Повреждённый и отремонтированный несколько раз, мост существовал до 1598 года, пока его восточная часть (три арки из шести) не обрушилась во время сильного наводнения. Мост получил название Понте Ротто («Сломанный мост»).
---------------------------------------
На картине известного нидерландского пейзажиста Гаспара ван Виттеля (1680-е гг.) изображен мост Эмилио уже с отсутствующими тремя восточными пролетами.
Есть еще одна картина того же места - с фрагментом Моста Эмилио (слева) и мостами Цестио и Фабрицио.
К настоящему времени от древнего моста остался только один арочный пролет, который так и стоит в Тибре.
Подойдя к набережной Тибра и вступив на Ponte Palatino, мы с восхищением наблюдаем величественные руины этого гиганта, который в 3 веке до н.э. связал Боарский форум и район Трастевере.
Сейчас мы переходим на сторону Трастевере по мосту Палатино и нашему взору открывается прекрасный вид на Isola Tiberina или Тибрский остров.
А также и два его моста: мост Фабрицио (постр. в 62 г до н.э., правое фото) и мост Цестио (постр. в 46 г до н.э., левое фото).
Немного об острове. До III века до н.э. остров был необитаем и не пользовался популярностью. О нем шла дурная слава, так как по легенде остров образовался из тела тирана Тарквиния Гордого, которое обросло илом и мусором, когда лежало в Тибре. Но во время эпидемии чумы Сенат постановил основать на острове святилище Эскулапа, что привело к популярности острова. Острову придали вид лодки, берега отделали травертином (от итал. travertino, лат. lapis tiburtinus — тибурский камень — известковый туф).
Мы идем по набережной в сторону моста Цестио, чтобы по нему пройти на остров.
С моста Цестио виды на мост Palatino и мост Garibaldi.
Мы переходим на остров по мосту Цестио.
Небольшая площадь в центре острова и базилика на ней названы в честь Св. Варфоломея (Basilica di San Bartolomeo). Но свое теперешнее название базилика получила лишь в 12 веке. Построенная в 998 г. при императоре священной Римской империи Оттоне III (лат. Otto III), первоначально базилика была посвящена памяти чешского святого Адальберта Пражского (лат. Adalbertus Pragensis).
В небольшом кафе пробуем местное gelato (мороженное) с кофе. Мороженное очень вкусное. Пока едим его, постепенно темнеет. И на мост Фабрицио мы вступаем уже в легких сумерках. Во второй половине дня появилась облачность, но сейчас, стоя на мосту Фабрицио, видим как Луна пробивается сквозь тучи. Фиксируем романтический пейзаж - по мотивам увиденного напрашивается картина маслом "Луна над Тибром". Над ней поработаем уже после поездки.
Мы планировали поездку в Рим еще в прошлом году и собрали информацию о многих исторических объектах Рима. Тогда нам попалась информация об обстоятельствах строительства одного из мостов, ведущих на остров Тиберина - мост Фабрицио. Отголосками тех древних событий осталась латинская запись на боковой стенке моста. Естественно, что мы захотели увидеть ее своими глазами.
Мы спускаемся к Тибру по каменной лестнице, идущей вниз прямо от соединения моста Фабрицио с набережной.
В темное время мост подсвечен и мы отчетливо видим латинскую надпись на верхней части пролета - L FABRICIVS F C CVR VIAR FACIVNDVM COERAVIT . Дословно надпись переводится как «Луций Фабриций, сын Гая, куратор дорог, озаботился сделать». Мост построен в 62 г. до н.э.
С античных времен мост реставрировался всего один раз, поэтому дошел до нас практически в первозданном виде. А это говорит о качестве древних построек.