По берегу Тибра
В ноябре в Риме стоит вполне комфортная погода. Хотя и бывает пасмурно с небольшим дождем, но в целом стоит тихая спокойная погода с комфортной температурой +12-+16 градусов.
В этом году мы попали в Рим немного позже, чем в прошлом, но очарование Рима от этого не уменьшилось.
Начали мы свою прогулку по Риму с берега Тибра. С веселой компанией добрались до моста Умберто I (Ponte Umberto I) и здесь же и распрощались с этой веселой компанией, потому что их путь по главным туристическим брендам нас уже не устраивал.
Набережная Тибра во многих местах имеет 2 уровня: верхний, где проходят транспортные магистрали и нижний - пешеходный - непосредственно у самой реки выше ее уровня всего на пару метров. Здесь тихо и спокойно, иногда можно встретить бегунов или велосипедистов. Но в позднеосеннее время здесь царит полное безлюдье.
Мост Умберто I (Ponte Umberto I)
Мы подошли к Тибру у Моста Умберто I.
Мост упирается прямо в здание Дворца правосудия (Palazzo di Giustizia) - одну из известных достопримечательностей Рима. В настоящее время здесь находится резиденция Верховного кассационного суда Италии, что подтверждается крупной надписью на фронтоне "CORTE DI CASSAZIONE".
Здание Дворца правосудия привлекает своей изысканной пышностью и обилием скульптурных деталей. Вдоль первого этажа фасада здания стоят 10 уникальных статуй итальянских юристов, а над фронтоном доминирует квадрига - запряженная в колесницу четверка лошадей. Здание строилось в 1888-1910 годах. Открытие состоялось в январе 1911 года, на открытии присутствовал король Италии - Виктор Эммануил III. Местные жители почему-то называют это здание "Уродливым дворцом".
Мы спустились к Тибру по лесенке у Моста Умберто I (Ponte Umberto I) и пошли в обратном направлении к Мосту Св. Ангела (Ponte Sant'Angelo). Эта часть набережной между двумя мостами называется Lungotevere Tor Di Nona.
На 3D карте видно, что вдоль всей набережной по левому берегу Тибра сплошняком стоят деревья. Вот они и насыпали сплошной равномерный ковер осенней листвы, по которому мы и пошли.
В это время года Тибр немноговоден (даже обнажены части дна вблизи берегов) и течение практически незаметно. Но на его глади за время нашей прогулки нам попались две лодки. Одна моторная красного цвета с чуваками на борту тоже в красных костюмах. Лодка двигалась медленно. Было видно, что они что-то мониторили. Вторая лодка была обычная байдарка с веслами.
Мост Св. Ангела (Ponte Sant'Angelo)
Так вдоль Тибра по засыпанной сплошным ковром осенней листвы набережной мы незаметно дошли до Моста Св. Ангела и полюбовались необычным ракурсом Замка Св. Ангела. Затем прошли под мостом и уже хорошо стал виден следующий мост Vittorio Emanuele II.
По каменной лестнице мы поднялись на набережную и обозрели уже залитый ярким солнечным светом Мост с Ангелами и Замок. Солнце пробилось сквозь редкую облачность и стало заметно жарко, но и все вокруг стало не по-осеннему ярко.
Мы не стали задерживаться на мосту, поскольку его Ангелов мы уже внимательно изучали раньше. Теперь наш маршрут лежал по узким улочкам в сторону Площади Навона.
От небольшой Площади моста Св. Ангела (куда непосредственно упирается Мост Св. Ангела) веером расходятся три улицы.
Прямо с моста - Via dei Banco di Santa Spirito (Улица банка Святого духа - вот как!)
Под углом вправо - Via Paola, в конце которой видна церковь ...
Под углом влево - Via di Panico.
Мы двинулись по Via di Panico, поскольку это направление ведет в нужную нам сторону. Очень часто среди узких улочек Рима вдруг открываются небольшие площади. Вот и мы, пройдя всего около 100 м, наткнулись на Piazza dei Coronari, с которой в конце небольшой улицы Via Vecchiarelli виден фасад очередной базилики, cтоящей на площади с одноименным названием Piazza di San Salvatore in Lauro.
Базилика Сан-Сальваторе в Лавре (Chiesa di San Salvatore in Lauro) сохранила в своем названии память о месте - здесь в 16 веке была лавровая роща. Над центральным входом находится барельеф, изображающий Мадонну и дом Богородицы, который согласно легенде был перенесен из Святой земли.
Мы не входили внутрь базилики, но благодаря новым технологиям и в духе времени базилика имеет официальный сайт, на котором есть даже виртуальный тур по базилике. Вот как! (Ссылки в Справочном матер. по Италии).
С боковой стороны базилики площадь по периметру украшена большими горшками с пальмами и большим количеством припаркованных байков.
Пройдя через площадь Сан-Сальваторе, мы пошли через узкий проход между домами - продолжение улицы Via dei Coronari, которая идет практически до площади Навона. Эта улица, хоть и узенькая, но довольно многолюдная, потому что имеет стратегическое направление к площади Навона, куда всегда ходят все туристы. Улица проходит немного в стороне от площади Навона, поэтому мы, сверяясь с картой, и желая увидеть больше местного колорита, свернули на такую же узкую (тут почти все узкие) улицу Via Vetrina.
Эти старинные улицы Рима нигде долго не идут прямо, а небольшими сегментами начинают образовывать большую дугу. И только благодаря солнцу (которое тоже поворачивает) можно понять, что ты двигаешься в нужном направлении.
На перекрестке с улицей Via di Monte Giordano мы немного почесали репу, но по яркому солнечному свету поняли, что нам нужно идти вперед. Именно здесь улица Via Vetrina плавно перешла в Viccolo della Vacche - такую же узкую, как ущелье.
Здесь старина соседствует с модерном - это видно по разным стилям входных дверей. А в вывесках кафе и таверн прослеживаются отголоски культур прошлых времен.
Мы прошли небольшую площадь Piazza del Fico (Площадь Фиги), на которой находится бар с одноименным названием "Bar dei Fico" (Бар Фиги), где посетители сидят за столиками в проемах окон первого этажа. И небольшой ресторан с романтичным названием "Da Francesco".
После площади мы продолжили путь уже по улице Via della Race.
Уже перед самой площадью Навона на перекрестке с улицей Via di Santa Maria Dell'anima мы увидели кафешку с большой вывеской (на земле) "BIBAMUS". Дословно (в переводе с латыни) это означает "Выпьем". Конечно, большинство туристов этого не знает, но тонкий подтекст в названии питейного заведения, несомненно, имеет претензию на интеллектуальный подход в маркетинге. И даже не зная латыни, все равно на ум приходят мысли (возможно, не у всех), что звучное название "что-то да означает".
Лирико-энциклопедическое отступление
Известно выражение Сенеки Старшего: "Bibamus moriendum est" — "Так выпьем, (ибо все в результате умрём)".
Также известны и другие формы выражений с призывом к радости жизни в настоящий момент (ибо надо радоваться жизни, её проявлениям и любви пока живы) в известных латинских текстах, песнях и стихах. Например, "gaudeamus igitur" — будем радоваться пока молоды ( ибо умрём); "Vivamus mea Lesbia atque amemus" - будем жить и любить, моя Лесбия (ибо умрём).
И вот ещё, "Bibamus papaliter" - будем пить как Папа. Это из вакхической песни времён Папы Бенедикта Xll. Упоминается у Гюго в "Соборе Парижской Богоматери".
Мы проходим последние метры по небольшой улице Via di Sant'Agnesse in Agone и выходим на Площадь Навона.
Площадь Навона (Piazza Navona)
Сопровождавшее нас последний час солнце внезапно скрылось за набежавшими серыми тучами и можно было ждать дождя, но он, к счастью, не пошел. Мы не планировали долго находиться на Площади Навона, потому что конечная цель нашей прогулки еще очень далека, а хочется посетить много интересных мест. Но запечатлеть выдающиеся шедевры Площади Навона просто необходимо.
Количество туристов в отличие от горячего сезона не так велико и можно сделать фото фонтанов, не облепленных множеством тел.
Живость и натуралистичность скульптурных фигур знаменитого Фонтана 4-х рек всегда впечатляет. А на заднем фоне фонтана в небо уходят купола Базилики Св. Агнессы (итал. Chiesa di Sant’Agnese in Agone — Сант-Аньезе-ин-Агоне; лат. Sanctae Agnetis in Agone).
Любознательные могут почитать о чуде, произошедшем на стадионе Домициана , когда христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников, однако у неё мгновенно отросли волосы и скрыли наготу. Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви. В церкви также находятся многочисленные надгробия: Паоло Бусса деи Леоне, в саркофаге над входом прах Папы Иннокентия X.
Почему речь идет о стадионе? Да потому, что Площадь Навона расположена на месте античного стадиона.
Краткая историческая справка
На месте современной Площади Навона по приказу Гая Юлия Цезаря в 46 году до н.э был построен стадион. Первоначально это было временное небольшое сооружение, названное стадионом Александра. Позднее стадион Александра был усовершенствован и украшен многочисленными статуями. В 85 году по распоряжению императора Домициана сооружение было реконструировано. Были обустроены зрительские места для 15 тысяч человек. На оставшейся площади разместились торговые лавки, мастерские, увеселительные заведения и даже бордель.
По "странному стечению обстоятельств" именно на месте борделя в 1652 г. была возведена Базилика Св. Агнессы. Храм подвергся разрушению во время II мировой войны и затем восстановлен.
Мы созерцаем красоты скульптурных шедевров фонтанов, отдавая дань мастерству создателей, но очень часто не задумываемся о баталиях, которые пришлось выдержать им в борьбе с чиновниками (от искусств), от которых (как и в наше время) зависит кто будет победителем и удостоится чести выставить свое творение.
Не поленитесь почитать об истории создания Фонтана Нептуна (ссылка в справочном материале по Риму), находящегося в северной части Площади Навона - истории соперничества между Грегорио Дзаппала (Gregorio Zappalà) и Антонио Дэлла Битта (Antonio Della Bitta), а также о первоначальном победителе конкурса - Луиджи Майоли (Luigi Maioli), которому не долго пришлось радоваться своей победе.
Мне кажется, что выпученные глаза ошалевшего коня в Фонтане Нептуна, переданные мастером очень натуралистично, являются отголосками старинных баталий за первенство в конкурсе.
К концу нашего пребывания на площади Навона солнце опять появилось на небосводе, чтобы и дальше радовать нас по пути к далекой цели нашей прогулки.
Мы вышли с Площади Навона по небольшой улице Via Agonale, прошли через всю Piazza di Sant'Apollinare и свернули на очень узкую улицу Via dei Pianellari, которая проходит вдоль западной стороны Базилики Св. Августина (Chiesa Sant'Agostino), известной своими картинами Караваджо и затем далее идет по небольшой дуге, упираясь в улицу Via di Portoghesi (улица Португальцев).
На этой небольшой улице находится Церковь Св. Антония для Португальцев.
Церковь Св. Антония для Португальцев (Chiesa Sant' Antonio dei Portoghesi)
Справочники называют эту церковь титулярной, что обозначает принадлежность к "ранним христианским церквам (все вместе известные как "tituli"), построенных вокруг Рима и приписанных патронам, чьи имена часто идентифицировали их (определение из Википедии)".
Краткая историческая справка
Национальная церковь для проживавших в Риме португальцев была построена Мартино Лонги младшим /1638 г./,Карло Райнальди /1657 г./ и Кристофоро Скором /1697г./ на месте старого храма ,построенного здесь в 15 веке португальским кардиналом Антонио Мартинс де Чавесом.
Церковь построенная в стиле барокко и освещена в честь Антония Падуанского.
Подробности об украшениях внутри церкви можно узнать по ссылке в справочном разделе по Риму. Внутри церковь расписана фресками известных мастеров, некоторые из них: "Крещение Христа", "Обрезание Иоанна Крестителя" и "Явление Богородицы".
Наружный фасад и крыша украшены множеством барельефов. К сожалению из узкого переулка не виден главный купол церкви - он скрыт внутри массива домов и его верхушка была видна только из боковой улицы на подходе.
Слева от церкви вплотную стоит дом, в котором видна дверь в Hotel Portoghesi (Отель для Португальцев), который привлекает туристов слоганом "В узких улицах Рима, о которых вы мечтали...", вероятно, намекая на комфорт с местным колоритом.