Как было указано, в нашем пакете документов, полученных нами в аэропорту от представителя встречающей стороны, встреча с отельным гидом должна состояться через день после нашего приезда в 10 часов. Утром назначенного дня мы сидели на лужайке Ave Maria и ожидали прихода гида Павла. В 10-30 мы решили, что ожидание 30 мин сверх срока встречи уже достаточно, чтобы самим выяснить причину отсутствия гида. На ресепшине нам любезно набрали номер Павла. Павел быстро ответил и сказал, что не смог прибыть в назначенное время из-за задержки в аэропорту. И он приедет на встречу в 19-00. На мое замечание о том, что неплохо бы было предупредить об этом на ресепшине, поскольку его ждут несколько человек, он никак не прореагировал. Мы интересно провели день и к 19-00 уже были на месте. Павел прибыл и уже сидел за столиком на лужайке. Мы отдали ему наши бумаги на трансфер и обратные билеты. Среди рекламных документов принимающая сторона предоставила информацию о своих экскурсиях. Их было несколько¸ разной направленности с хорошими ценами от 100$ на человека. Мы соблазнились только одной обзорной экскурсией под названием "Весь Гоа за 1 день", поскольку она включала в себя посещение 4 разных мест в Гоа: Старый Гоа, индуистский храм Ганеши, сафари на джипах по национальному парку до водопада Дадсхер и посещение плантации специй, где еще планировался обед из блюд местной кухни. Посещение стольких мест в одной экскурсии с комфортной доставкой на автобусе, несомненно, привлекательно не должно быть утомительно, хотя экскурсия и рассчитана на полный день.
2. Начало экскурсии
Автобусная экскурсия начинается в 6-00. И к этому часу мы уже были наготове. В это время еще темно (рассвет начнется только через полчаса) и совершенно безлюдно на нашей и так тихой улице. Как мы помнили, автобус не может проехать по апендиксу к нашей улице, но экскурсионный гид должен за нами придти. Наконец, после некоторого ожидания мы услышали шаги по дороге и из-за поворота вышел молодой парень - наш экскурсионный гид Максим. Мы прошествовали вместе с ним к автобусу, в котором уже сидело несколько человек. Мы заехали еще в несколько отелей, пока автобус не заполнился полностью. Всего оказалось 30 человек. Мы двинулись к первой цели нашей экскурсии в Старый Гоа, с проездом через Панаджи - теперешнюю столицу штата. Когда мы переезжали по мосту через реку Мандови солнце еще только невысоко поднялось над горизонтом по левому борту.
Левый берег Мандови с широкой полувысохшей полосой. Вдоль реки набережная, на которую мы сворачиваем.
Старый Гоа находится всего в 10 км к востоку от теперешней столицы Панаджи.
История его начинается с 15 века. В 16 веке (с 1510 г когда португальцы захватили город) он становится сначала административным центром, а потом и столицей португальской Индии. В Википедии (en.wikipedia.org/wiki/Old_Goa) Вы узнаете, что из 200 тыс. чел (1543 г) в результате эпидемий малярии и холеры в 17 веке погибла большая часть населения. К 1775 году в городе осталось около 1500 человек. Поверье, что город проклят, подвигнуло власти перенести резиденцию вице-короля и столицу в Новый Гоа (Nova Goa - португ., Панаджи - англ.). Оставшиеся с того времени памятники Старого Гоа внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Туристам показывают несколько наиболее интересных и хорошо сохранившихся объектов, компактно расположенных недалеко друг от друга на небольшой территории вблизи реки Мандови: Базилики Бом Иисуса (Bazilika of Bom Jesus), Епископский Домик, Собор Св. Екатерины, Собор Св. Каэтана. На карте Гугла Вы легко найдете это место и посмотрите как это выглядит сверху.
Базилика Младенца Иисуса (Bazilika of Bom Jesus)
Здесь у нас первая остановка. Вот так базилика выглядит со стороны дороги. Продолговатое здание темно-коричневого цвета, поскольку сложено из блоков латерита, с мощными выступающими контрфорсами. Видно, что здание состоит как бы из трех ярусов (но не этажей), в каждом своя линия окон – продолговатых во 2-м ярусе и круглых в 3-м.
Фасад базилики выложен из базальтовых блоков серого цвета. Так выглядит фасад со стороны входа. Выше третьего яруса на фасаде расположен фронтон с большим количеством символических элементов в виде лепнины.
Над входом и на фронтоне виден очень интересный герб с буквами "IHS". Только на фронтоне (вверху) он выполнен в виде рельефной лепнины, что сразу трудно понять, что там тоже присутствуют буквы "IHS".
Позже мы увидели камень, на котором практически в конспективной форме дана информация о Базилике: времени постройки, конструкции здания и основном устройстве и объектах внутри нее.
Приблизительный перевод текста на камне Строительство этого церкви "Bom Jesus" что значит "Младенец ИИСУС" было начато в 1594 и освящен в 1605 г. ЦЕРКОВЬ имеет крестообразную форму в плане и трех ярусный фасад с главным входом в окружении двух малых входов. Весь фасад выложен из базальтовых плит, остальные части из латерита, включая и контрфорсы. В верхней части фасада (на фронтоне) изображены буквы "IHS", символизирующие первые три буквы Иисуса по-гречески. От главного входа расположены с правой стороны алтарь Св. Антония и слева есть деревянная статуя Св. Франциска Ксаверия. В середине нефа на северном стене кенотаф Херонимо Маскархас благодетеля этой церкви . В соответствующем стена PROFUSLY Резные деревянные кафедру с навесом . Главный алтарь в окружении алтарей Богоматери и Св. Михаила. В богато позолоченном главном алтаре находится фигура младенца Иисуса у ног большой статуи Св. Игнатия Лойолы. Выше расположен медальон с символами "IHS ". Над медальоном изображена Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. С левой стороны расположена часовня святого причастия, то время как на правой стороне расположена усыпальница с мощами Св. Франциска Ксаверия. Интерьер этой часовни украшен сценами из жизни святого. Прилегающий коридор ведет к изысканной резной деревянной двери продолговатой ризницы со сводчатой крышей.
В описании фигурируют несколько неизвестных терминов. Контрфорс — конструкции в виде колонн или вертикальных выступов для усиления стен от горизонтальных нагрузок распора сводов. Своеобразные ребра жесткости. Кенотаф (CENOTETH) — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам: если тело погибшего было утрачено или уничтожено, если место гибели неизвестно.
В настоящее время базилика входит в состав наиболее популярных достопримечательностей Индии и охраняется ЮНЕСКО. История Базилики связана с историческими именами людей, в первую очередь - Франциском Ксаверия и Игнатием Лойолой. ------------
Краткая историческая справка (Википедия)
Франциск Ксаверий родом из аристократической баскской семьи; родился в Испании (замке Хавьер ) 7 апреля 1506 года. В возрасте 19 лет отправился учиться в Парижский университет, где получил степень лиценциата в 1530 году. Продолжая изучать теологию он знакомится с Игнатием Лойолой. В августе 1534 года в часовне Монмартра Игнатий де Лойола совместно с Франциском Ксаверием и другими историческими личностями приносят клятву посвятить свои жизни служению Богу. И это принято считать временем основания Общества Иисуса (Орден Иезуитов). Миссионерская деятельность Франциска Ксаверия начинается в 1541 году, когда он был послан папой Павлом III в португальскую восточную Индию. По дороге в Индию Франциск Ксаверия в течение 6 месяцев пребывает в Мозамбике. А в мае 1542 года приезжает в Гоа – столицу португальской Индии. Названием официальной должности Франциска в Гоа было «апостольский нунций» , что соответствует полномочному представителю Ватикана. Во время пребывания в Индии миссионерская деятельность Франциска Ксаверия проходит в Гоа и в соседних странах юго-восточной Азии. Франциск Ксаверий умер в 1552 году (в возрасте 46 лет, на острове Шаньчуань вблизи материкового Китая) во время возвращения из своей поездки в Японию. После временного захоронения на острове, а затем перевоза тела и временного захоронения (1553) в церкви Святого Павла в Малакке (Индонезия), в декабре 1553 тело Ксаверия было перевезено в Гоа, где оно и находится поныне. Раз в 10 лет на 6 недель его нетленное тело выставляют для всеобщего обозрения (последний раз это случалось в 2004 году).
Так уж случилось, что мы стали свидетелями очередного выставления тела Франциска Ксаверия в 2014 году. Внутри Базилики стоят деревянная статуя Франциска Ксаверия и расположена его богатая усыпальница, где его тело пребывает в остальное время. В начале экспозиции стоит статуя распятого Христа. Тело Франциска теперь демонстрируется под стеклянным колпаком после случая, когда одна прихожанка в порыве религиозного экстаза откусила большой палец у мощей.
На стенах картины с сюжетами из жизни святых и некоторые исторические личности.
Католическая церковь считает Франциска Ксаверия одним из самых успешных миссионером за весь период христианства. Франциск Ксаверий был канонизирован в 1622 г. Считается покровителем Австралии, о. Борнео, Гоа.
Другой исторической фигурой, запечатленной в Базилике, является основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола (см. биографич. инф. в разделе "Справочная информация по Индии"). В отличие от своего сподвижника Франциска Ксаверия, Лойола занимался укреплением положения ордена Иезуитов в Риме и никогда не бывал в Гоа, но все-таки в главном алтаре стоит фигура Игнатия де Лойолы.
С главным алтарем не повезло, доступ к нему был закрыт (велись какие-то работы) и он был в некотором затенении, так что фото сделать не удалось. Но там все, как описано выше. Главная крупная позолоченная фигура Игнатия Лойолы, у ног которого находится фигура младенца Христа в белом одеянии. Над фигурой медальон в виде солнца с буквами "IHS" и еще выше Святая Троица.
На следующих фото внутренний квадратный дворик Базилики и небольшая часовня у дороги в стороне от базилики. Часовня была выстроена значительно позже и была предназначена специально для зажигания свечей после нескольких случаев возникновения пожара в базилике.
Собор Св. Екатерины (Sé Catedral de Santa Catarina)
После окончания осмотра Базилики мы перешли к следующему комплексу зданий, входящих в археологическую зону Старого Гоа.
Епископский домик (слева) и собор Св. Екатерины (справа).
Собор Св. Екатерины считается крупнейшим католическим храмом в Азии. Собор был заложен в честь победы португальской армии под командованием Афонсу де Албукерке над мусульманской армией. Это произошло 25 ноября 1510 в день празднования Св. Екатерины Александрийской. Первоначально костел был построен из глины и камней и перестроен в 1515 году. Дальнейшее его строительство длилось промежутками до 1619 года, когда было возведено основное здание. В 1640 г собор был освящен. С фасада собор венчали две квадратные (в плане) 33-метровые башни с колокольнями. К настоящему времени сохранилась только левая башня. Правая обрушилась в 1776 году в результате удара молнии. На левой колокольне находится знаменитый "Золотой колокол" (при отливке в сплав было добавлено золото), звук которого распространяется на 15 км. Колокол имел и другое название "Колокол инквизиции". Во времена инквизиции в Гоа его звон оповещал горожан о начале публичных казней.
Вид с фасада не такой презентабельный, как издалека. Жаркий влажный климат приводит к тому, что темные пятна плесени выступают через белую краску и штукатурку. И каждый год фасад обновляют, делая косметический ремонт. Для участия в нем приезжают люди со всего мира.
Внутри собор Св. Екатерины богато отделан. Множество картин с сюжетами на тему проповедей Христа и Франциска Ксаверия. Главный алтарь посвящен Святой великомученице Екатерине. Всего в соборе 15 алтарей в 8 капеллах.
Слева от входа висит огромная картина "Христофор несущий Христа".
Особо выделяется капелла Чудотворного креста, с которым связано множество легенд. По преданию на этом кресте в 1619 году появилось изображение Иисуса, после чего крест стал увеличиваться в размерах и приобрел силу исцелять больных. Благодаря своей чудодейственной силе он особенно почитаем паломниками. Позади сделан проход в рост человека, где можно подойти к основанию креста и дотронуться до него, что и делают все страждущие.
На противоположной части большой площадки перед входом в собор находится статуя Христа. Рядом с которой растет изогнутая ель, вероятно, из-за наличия в данном месте гравитационных аномалий. Во времена инквизиции здесь производились публичные сжигания еретиков.
Дорога вдоль площадки со статуей Христа делает поворот и спускается к реке Мандови, проходя через каменную арку - старинные ворота (названы Васко да Гама) для входа в город из порта. В 200 м от арки ворот вправо идет небольшая дорожка, которая ведет к церкви Св. Каэтана. Мощное раскидистое дерево чуть затеняет пейзаж. Фасад церкви очень по строению очень похож на собор Св. Екатерины - такие же две башни, расположенные симметрично. И обе в полной сохранности. В лучах взошедшего солнца ярко белое здание церкви выглядит очень величественно.
Церковь построена в 1651 г монахами итальянского ордена театинцев, основателем которого и был Каэтан Тиенский (1480-1547). Орден Теати́нцев (лат. Ordo Clericorum Regularium vulgo Theatinorum), Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения, CR — мужской священнический орден Римско-католической церкви. Орден был основан в 1524 г. Первоначально это была небольшая община священников для совместной молитвы и размышлений, а также подготовки проповедников. Главной целью этой общины была борьба с ересями мирными средствами. Община стала широко известна в Италии под именем «Ораторий Божественной любви». Миссионерская деятельность ордена постепенно распространилась на многие страны Европы и к 17 века добралась и до Индии.
Возвращаемся от церкви Св. Каэтана на дорогу, которая спускается на берег реки Мандови через ворота Васко да Гама, где заканчивается причалом. В этом месте паромная переправа через р. Мандови.
Посмотрев на ее спокойную зеркальную гладь, возвращаемся назад к автобусу.
Следующим пунктом в программе экскурсии - посещение небольшого индуистского храма Ганеши. Но по дороге нас завозят в небольшой магазин сувенирных изделий дабы потрясти кошельки туристов. Сувенирные изделия здесь дорогие, а вот пафосный антураж в прилегающем дворике достоин быть запечатленным на фото. Это несколько фигур местного колорита почти в человеческий рост.
Храм Ганеши
Ганеша - наиболее почитаемый бог в Индии. Является сыном бога Шивы и богини Парвати. Отвечает за благополучие, а также является богом мудрости. Небольшие ворота открывают проход в храмный дворик. Перед воротами продают различные предметы для приношений в храме.
И небольшая дорожка из брусчатки заканчивается ступенями, на которых все должны снять свою обувь. Соответствующие предупреждения написаны на небольших табличках по-английски. Все дружно скидывают свои обувки и толпой со стройными рядами мы в ходим в храм Ганеши. Внутреннее помещение совсем небольшое. Сначала небольшой зальчик для отдыха, а затем зальчик с алтарем. Сидят пара индийцев, смотритель и мы. При входе в храм Ганеши нужно ударить в небольшой колокол и обойти алтарь по часовой стрелке. На потолке данного храма находятся изображения всех аватар бога Вишну - в этом уникальность храма. В помещении с алтарем прямо над головой висят небольшие колокола, до которых можно дотянуться рукой, чтобы стукнуть. Некоторые робко стукают. Мы делаем полукруг позади алтаря как и принято и возвращаемся с другой стороны опять в зал для отдыха. А затем и на улицу.
Водопад Дудхсагар (Национальный парк Bhagwan Mahaveer)
Мы едем к водопаду Дудхсагар, находящемуся на одноименной реке в Национальном парке Бхагван Махейвир. Этот водопад - местный бренд, достопримечательность, посещение которой предлагается всем туристам. Ну, и мы не исключение. Национальный парк находится на востоке практически на границе штата Гоа. По национальному парку запрещено ездить на личных авто. Да и не очень там проедешь. Всех туристов пересаживают на джипы в небольшой деревне Колем. Здесь настоящий конвейер. Приезжающие от водопада джипы выгружают одних туристов и загружают других. Всего джипов курсирует около 400! штук.
Поскольку деревня Колем является своеобразным перевалочным пунктом, то жизнь здесь кипит. Пропустить такой поток туристов без возможности им что-то продать совершенно невозможно. Самыми первыми выступаю торговцы соком из сахарного тростника, который они выжимают на ваших глазах на механическом прессе, очень похожем на токарный или типографский станок.
Тут же рядом ходят и "священные", не прочь поживиться чем-либо от толпы туристов. Одна девушка решили предложить выпить корове сока из сахарного тростника. Так та не отказалась, вытянула морду, высунула язык и начала ловить струйку из стакана.
Нашу группу (30 чел.) разместили по 5 джипам по 6 чел. в каждом. Сразу по выезде из Колема мы первый раз вброд форсируем реку Дудхсагар. Здесь она неглубока и шириной в разливе около 20 метров. Но нужно придерживаться определенной траектории пересечения реки иначе можно искупаться. Мы видели как один джип погрузился до половины салона, съехав с нужной линии.
Дорога напоминает поездку через лес в марсианской пустыне - из-за рыжего цвета грунта. Дорога довольно узкая, иногда приходится останавливаться в более широком месте, чтобы разъехаться со встречными джипами. Дорога по виду вполне ровная, но тряска боковая и килевая - это сплошная непрерывная болтанка, приходится постоянно крепко держаться за сиденье, а мягкая отделка верха кузова спасает от ударов головой, когда особенно сильно подбрасывает вверх. Дорога до места стоянки джипов около 9,5 км. Мы едем это расстояние почти в течение часа. Чтобы дать хоть небольшое представление об этой езде, мы попытались снять видео из джипа. Камера ходит ходуном и удерживать ее ровно практически невозможно.
Наконец, мы почти добираемся до места стоянки джипов. Точнее, еще не до конца, но столпотворение джипов настолько велико, что двигаться дальше невозможно и еще около 300 м мы идем пешком. Мы доходим до места, где дорога заканчивается площадкой чуть шире. Здесь плотно стоят джипы, ожидающие своих туристов. Дальше площадка заканчивается обрывом к руслу реки, которая здесь течет среди нагромождения множества огромных валунов. Дальше начинается пешая туристическая тропа, по которой до водопада еще пробираться около 15 минут. Тропа постепенно спускается к реке, где через нее переброшен металлический мост. На другой стороне "тропа" пробирается через непрерывное нагромождение валунов. Скорость движения значительно снижается, потому что постоянно приходится смотреть, куда поставить ноги, чтобы было на чем вернуться к джипам.
Вдоль всей тропы нас встречают и провожают обезьяны, которые уже привыкли к толпам туристов, которые их постоянно кормят. Ведут они себя вполне спокойно, подходят и берут еду прямо из рук и тут же ее не торопясь съедают.
Наконец, делаем последний рывок на гору валунов, пробираемся через кучу других и выходим к берегу небольшого озерца, образованного в месте падения воды. И вот перед нами во всей красе знаменитый водопад Дудхсагар. Водопад не представляет собой непрерывный поток, а разделен на несколько уступов, на каждом свой водопад. И только последний, ниспадает в небольшую котловину, образовавшую небольшое озерцо. Не могу сказать, что водопад сильно впечатляет. Больше впечатляют усилия, чтобы до него добраться. Пытаемся найти подходящее место, потому что все крупные валуны с более или менее близкой к горизонтальной поверхности уже заняты пришедшими раньше. Берега как такового почти нет - валуны прямо уходят в воду, но несколько человек нашли место спуска и уже купаются.
Вверху на склоне виден мост с пролетами в виде арок. Это железнодорожный мост времен английской колонизации, но железная дорога действующая и здесь ходят поезда. Мы находим место на валунах и сидя созерцаем все вокруг. Среди туристов много индийцев. Водопад для них очень популярное место. Сидим в прохладе, наблюдаем за водопадом и за туристами, которые тоже отдыхают после такого пути и подкрепляют свои организмы. Три индийские дамы, непринужденно расположились на валунах и с интересом смотрят на нас. Мы спрашиваем, можно ли их сфотографировать? Они охотно соглашаются и позируют нам с большим оптимизмом. Мы также делаем небольшое видео самого водопада.
Хотя нас предупредили прихватить с собой купальные принадлежности, большого желания лезть по камням в воду, чтобы искупаться и потом мокрыми вылезать на те же камни, у нас не возникает. Посидев в прохладе некоторое время, мы собираемся в обратный путь к месту стоянки наших джипов по "ного-дробильной" тропе. Обожравшиеся обезьяны вполне равнодушно взирают на толпы проходящих мимо туристов, которые непрерывно им что-то дают.
Мы благополучно добираемся до стоянки джипов. Ждем оставшихся членов группы и трогаемся в обратный путь. Мы возвращаемся в Колем. При въезде в Колем мы видим кусок той железнодорожной ветки, которая проходит по мосту над водопадом Дудхсагар. В Колеме все как обычно - одни туристы приезжают, другие, полные впечатлений от дороги и водопада, уезжают. Шудра чего-то просит, а "священные" неторопливо толкутся около туристов. После небольшого ожидания, мы загружаемся в наш автобус.
Нет, не пробовали, хотя народ купался. И вроде не очень глубоко - на фото мужики стоят по пояс у скалы. Хотя, может, быть в разных местах по-разному. Как-то не комфортно показалось лазить по камням - привыкли к мягким пляжам .
Далее мы едем на плантации специй. Плантация (ферма) специй расположена недалеко от населенного пункта Понда. Со стороны входа выглядит как густой тенистый лес. Над воротами вывеска, обратите внимание, что на вывеске есть интернет адрес их официального сайта (www.sahakarifarms.com).
Идем по центральной аллее, потом сворачиваем и еще идем. Наконец показываются какие невысокие домики. На центральной дорожке нас встречаю несколько индийских женщин. Часть из них обсыпают нас с головы до ног желтыми лепестками, а другие приветствуют нас, надевая на шею сплетенные из небольших цветочков бусы. На площадке в стороне группа женщин водят хоровод и поют.
Радушные хозяева фермы приглашают всех под большой навес на обед из местных блюд.
В качестве напитков предлагается чай из местной специи, бутылка сока манго и рюмка самогона из кешью (очень хороший самогон). Позже на плантации показали беcхитростный аппарат для перегонки этого достойного напитка. Как только народ насытился, мы двинулись в поход по плантации. Нашим гидом-экскурсоводом была молодая индийская девушка, которая говорила по-русски с очень милым акцентом, но все было понятно. Вот как раз тут она показывает аппарат для изготовления самогона. Все просто как грабли. Самогон называется фени (feni) и гонят его из плода кешью. Интересно, что косточка кешью (то есть орех) находится вне плода, как у всех других фруктов.
На плантации нас водили по разным уголкам, показывая как растут всем нам известные и не очень специи и просто экзотические и редкие растения.
Вот всем известный перец (белый черный красный - это все одно и то же) и красноватые плоды бетеля, имеющего свойства легкого наркотика.
Джек-фрут - индийское хлебное дерево.
Местный "сотрудник" продемонстрировал как он лихо забирается на 15-м пальму, и перелезает с одной на другую. И это он демонстрирует каждой приходящей группе.
В завершение прогулки по плантации предлагается общение со слонами: катание на слоне и купание со слоном. В сим действе участвуют два слона (не знаю, может это вся наличность слонов) - старшему 52 года, выглядит мощно. Этот катает туристов по 3 человека за раз - стоимость радости 700 рупий (350 руб). А тот, что помоложе - слониха (ей 36 лет) - купается в небольшой речке с туристами, держа на спине двоих. И стоит это удовольствие 1200 рупий.
Желающих прокатиться на слоне из нашей группы (30 чел.) набралось около десятка, а вот купаться никто не захотел. Наблюдать за теми, кто решил прокатиться - не меньшее развлечение, чем само катание.
И уже на обратной дороге, проходя по мостику через речку, мы увидели, как купаются на слонихе пара братков. Смотря на позу слонихи (задние лапы отброшены), создавалось впечатление, что братки завалили слониху. Все остановились посмотреть на бесплатный аттракцион. Слониха набирала хоботом воду из реки и закидывала его назад, окачивая струей братков, которые от этого радостно вопили. Погонщик стоял рядом (немного в стороне), но не вмешивался в действие, поскольку слониха сама прекрасно понимала, что нужно делать.
Мы продолжили наш путь и кто-то высказал мысль, что в такую жару (было жарко) братки на слонихе чувствуют себя как в нирване. Наш гид Максим на это ответил, что погружение в нирвану может испытать каждый очень скоро. Его слова были не просто словами. Когда мы подошли к тому месту, с которого начинали знакомство с плантацией и обедали, нам было предложено "погрузиться в нирвану". Метод погружения был гениально прост. В большом чане находилась очень холодная вода с маслом лимонграсса. И этот живительный состав наш гид Максим черпал небольшим половничком и выливал за шиворот всем желающим. Погружение было мгновенным, но не все организмы смогли перенести такой быстрый переход и сопротивлялись, издавая вопли.
На этом благодушном эпизоде наше пребывание в этом райском уголке царства специй заканчивалось. Мы сели в наш автобус и отбыли обратно в Кандолим.
Если будете в Гоа, обязательно посетите это интересное место. Welcome to Sahakari Spice Farm!
Стас, естественно, что подробностей много, потому что путешествие в Индию, даже в небольшую ее часть как Гоа, не сравнить ни с каким другим. Здесь все другое (новое для нас), колоритное и непривычное для нашего западного уклада. Но индийцы очень доброжелательны и вы не чувствуете дискомфорта, находясь в непривычной среде. И конечно буйство природы, особенно океана, завораживает. Да и посещение исторических мест очень познавательно для любознательного человека. За одно путешествие все не осмотреть. А посмотрите сколько впечатлений от поездки по Индии осталость у другого участника нашего форума, тоже посетившего Индию ( Путешествие по Индии ).